Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить доступную (безбарьерную) среду.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России реализуется программа «Доступная среда», разработанная правительством РФ на 2011 — 2025 годы.
- Госпрограмма «Доступная среда» на 2011-2025 годы» на портале государственных программ Российской Федерации
- Итоги реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Постановление Правительства Российской Федерации № 1770 от 18 октября 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»
- Постановление Правительства Российской Федерации № 449 от 23 марта 2021 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»
- Постановление Правительства Российской Федерации № 1932 от 28 декабря 2019 г. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»
- Постановление Правительства Российской Федерации № 363 от 29.03.2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов” (с изменениями и дополнениями)
- Приказ от 9 ноября 2015 года N 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи” (с изменениями на 18 августа 2016 года)
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014″Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).
- Памятка по правам семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов)
- Правила этикета при общении с инвалидом
- Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
4 групповых помещения (группы, в которых обучаются дети с ЗПР и ЗРР, имеют доступный вход)
2 кабинета учителя-логопеда
1 кабинет педагога-психолога
сенсорная комната
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Медицинский кабинет
Музыкально-спортивный зал
Спортивный участок
Тренажерный зал
Сенсорная комната
Информация о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском доме отсутствует библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Спортивный зал. Зал расположен на первом этаже здания. Основной вход зала адаптирован для перемещения маломобильных групп населения.
- Спортивный участок оснащен оборудованием для занятий адаптивной физической культурой на свежем воздухе.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения
Кабинеты учителей-логопедов
Кабинет педагога-психолога
Музыкально-спортивный зал
Сенсорная комната
Тренажерный зал
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение доступа в здание детского дома инвалидов и лиц с ограниченными возможностями подтверждено Паспортом доступности.
− На центральном входе в учреждение размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная шрифтом Брайля на контрастном фоне, а также кнопка вызова.
− Доступ инвалидов и других маломобильных граждан к месту предоставления услуги осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их к месту получения услуги, получения услуги на объекте.
− Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится за территорией учреждения. В зоне стоянки транспортных средств парковка для инвалидов с личным транспортом – не предусмотрена.
− Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
• системой навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
• местом парковки для инвалидов;
• дверными проемами с шириной, позволяющей свободное перемещение к любому помещению, находящемуся на 1 этаже организации: музыкально-физкультурный зал, кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, методический кабинет, кабинет директора, медицинский кабинет и т.д.;
• знаком доступности.
Сменные кресла-коляски отсутствуют.
Информация о специальных условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском доме организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», разработано двухнедельное меню и технологические карты блюд.
Для обеспечения питания лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется возможность свободного доступа к обеденной зоне и безбарьерного движения по ней.
Информация о специальных условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Охрана здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается следующими условиями:
– адаптация официального сайта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
– разнообразие и смена видов деятельности;
– разнообразие дидактического материала;
– безопасность дидактических материалов;
– использование здоровьесберегающих технологий в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ;
Санитарно-гигиеническое состояние детского дома соответствует требованиям СанПин 2.3/2.4.3590-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеются медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня); все помещения оборудованы рециркуляторами воздуха; проводится диспансеризация детей.
Детский дом обслуживает медицинская сестра, врач – педиатр (на основании договора с ОБУЗ Шуйская ЦРБ). Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей учреждения, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика, элементы лечебной физической культуры.
В учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, детям с ОВЗ и инвалидам, нуждающимся оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк учреждения.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
В детском доме педагоги имеют доступ к информационно – телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована.
В детском доме создано информационное пространство, оснащенное электронной почтой, выходом в Интернет, действует официальный сайт. В целях обеспечения доступности лиц с ОВЗ и инвалидов по зрению к информационным материалам на официальном сайте имеется адаптированная версия для слабовидящих.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Групповые помещения и кабинеты оборудованы следующими специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
– Интерактивная доска SMART,
– Ноутбук,
— Переносной демонстрационный экран,
— Мультимедийный проектор,
— Телевизор.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
— Банк электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций, видеофрагментов, по разделам Программы),
— Развивающие игры для интерактивной доски.