Главная задача в работе с детьми – это оценка успешности их деятельности с учётом того положения, которое занимает ребёнок в группе сверстников. Можно ли повысить социометрический статус? Что делать с последствиями социального исключения ребёнка?
В Шуйском детском доме, в рамках программы по профилактике жестокого обращения с детьми, состоялся круглый стол на тему «Дети не хотят со мной играть… Социальная эксклюзия и её проявления в дошкольном возрасте, последствия социального исключения». Педагог-психолог Бодунова С.В. рассказала коллегам о нарушениях в сфере социальных отношений детей и причинах возникновения мотивации такого поведения. Педагоги анализировали особенности отвергаемых детей, учились находить достоинства в каждом ребёнке, отмечая их перед группой детей. В практической игровой части все участники почувствовали себя в разных социальных позициях. Целью игровых упражнений «Волшебный стул», «Я хочу с тобой подружиться», «Магнитики», «Волшебный поезд» является повышение самооценки, установление доверительного контакта, создание положительного фона в коллективе детей.
Воспитателям нужно помнить, что неоправданные негативные установки для детей очень опасны. «Эффект ореола» мешает видеть даже самые маленькие успехи и не даёт иногда возможность похвалить ребёнка, воодушевить его на преодоление трудностей.
Не нужно бояться поддерживать, подбадривать детей, когда они этого заслуживают. Все дети должны быть успешными! Это повысит их уверенность в себе, активность сделает счастливыми их общение со сверстниками.